|
Житие преподобного Кирилла
По истечении немалого времени настоятель посылает
Кирилла из хлебни в поварню. Там он еще более воздерживается, имея
всегда в памяти огнь неугасимый и вечное мучение. Часто на огнь в
печи взирая, говорил себе: "Терпи, Кирилле, огнь сей, да возможешь
будущего огня избежати". И оттого такое умиление даровал ему
Бог, что не мог без слез хлеба вкусить или слова сказать. Все, видя
его такие труды и смирение, не как человека, а как ангела Божия посреди
себя имели. Он же хотя утаить свою добродетель, стал подобное смеху
творить. Тогда настоятель давал епитимию: сорок дней или более не
вкушать ничего, кроме хлеба и воды. А святой с радостью принимал это
и постился с усердием. Как гордые славе и чести радуются, так смиренномудрые
о своем бесчестии и уничижении радуются. Так повторялось много раз,
пока не узнал настоятель, что смирения ради юродствует Кирилл, и в
дальнейшем оставил его в покое. Пребыл же святой в служении братиям
на поварне 9 лет. Затем повелением настоятеля священства сподобляется
и служит по неделям, как и прочие священники. А в свободные от богослужения
дни опять отходил на поварню. Потом же начал безмолвствовать в келии.
Но повелением великого князя и благословением митрополита и всего
церковного собора архимандрит Феодор избран бывает на ростовское архиепископство.
Блаженного же Кирилла поставили вместо Феодора архимандритом. С этого
времени святой труды к трудам прилагает. Ибо сказано: кому много дано,
больше и взыщется от него. Святой ради высоты своего сана никогда
не вознесся мыслию, но ко всем, великим и малым, нелицемерную любовь
имел, поэтому от всех славим был и почитаем. И многие отовсюду князья
и вельможи приходили к нему пользы ради. Помыслил же святой оставить
начальство и в келии безмолвствовать. Так и сотворил. Братия много
умоляли его, чтобы не отлагал сан настоятельства. Но тот не послушал
их и начал безмолвие, оставив попечение о внешних делах. Вместо блаженного
Кирилла возвели в архимандриты некоего Сергия Азакова, впоследствии
епископа на Рязани. Однако сколь славы человеческой святой убегал,
столь более прославлял его Бог. И все приходили к нему отовсюду пользы
ради. Ибо было слово его солию растворено, и все в сладость слушали
его. Исполнился же Сергий Азаков зависти и начал сильно негодовать
на блаженного. <br>
В ответ на зависть блаженный Кирилл не оскорбляется, не прекословит,
но гневу место дает и отходит оттуду в древний монастырь Рождества
Пречистыя Богородицы и там безмолвствует. Помышляет уйти дальше от
мира и молится о том Богу и Богородице. Был же обычай у святаго: после
многих молитв в глубокий вечер петь напоследок акафист* Пречистой
Богородице. Случилось же ему в одну из ночей петь акафист по обычаю
своему. И когда дошел до места, писанного в икосе*: "Странно
рождество видевше, устранимся мира, и ум на небо преложим".
О ЯВЛЕНИИ ПРЕЧИСЫЯ СВЯТОМУ КИРИЛЛУ.
Тотчас слышит глас: "Кирилле, изыди отсюду и иди на
Белоозеро, тамо бо уготовах ти место, в немже возможеши спастися".
Тотчас с этим гласом явился и свет великий. Отворив же оконце келий,
видит свет великий, сияющий к полунощным странам Белоозера. И гласом
тем, как перстом, показывает место то, где ныне монастырь стоит. От
гласа того и видения святой Кирилл многой радости исполнился, разумея,
что не презрела Пречистая Богоматерь прошения его. И не была для него
эта ночь как ночь, а как день пресветлый.
По малом времени приходит Ферапонт от Белоозера, который имел едино
пострижение со святым. Начал же его блаженный Кирилл вопрошати, есть
ли места на Белоозере, где бы можно безмолвствовать иноку. Ферапонт
же сказал: "Да, много есть мест для уединения". Блаженный же видения
ему не поведал. По некотором времени по взаимному согласию исходят
от монастыря, где святой жилище имел, и при Божией помощи отправляются
в путь многодневный. Придя же на Белоозеро, обходили многие места,
но нигде не избрал святой место к житию, а лишь там, где узнал прежде
показанное ему место, которое и возлюбил весьма. И сотворив молитву,
сказал: "Вот покой мой в век века, здесь вселюсь по изволению Пречистой.
Благословен Господь Бог отныне и до века, так как услышал моление
мое", И так крест водрузил на месте и благодарный канон пропел в похвалу
Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Тогда блаженный
Кирилл поведал спутнику своему Ферапонту, как Пречистая явилась ему
еще в древней обители и повелела в эти места прийти. Ферапонт же,
услышав, вместе с Кириллом прославил Бога и Пречистую Его Богоматерь.
Вначале сень поставили и начали копать келию в земле. Так некое время
препроводив вместе, друг от друга разлучаются. Блаженный Кирилл остается
на месте том, а Ферапонт отходит и неподалеку, в 15 верстах, вселяется
близ озера Паское и церковь создает там во имя Рождества Богородицы,
и есть монастырь на месте том.
|