|
Житие преподобного Кирилла
О РОЖДЕНИИ СВЯТАГО.
Сей преподобный отец наш Кирилл родился от благочестивых и христианских
родителей, и крестили его во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И нарекли
имя ему во святом крещении Козьма. Отрок изучал Божественное Писание
и возрастал во всяком благоговении, чистоте и просвещенном разуме.
Сего ради от всех любим был и почитаем.
По кончине родителей Козьму воспитывал сродник их по имени Тимофей,
который был окольничим у великого князя Димитрия. За чистый и благой
нрав Тимофей возлюбил Козьму и по достижении им совершенного возраста
назначил казначеем своего имения. Но не этого желал всем своим сердцем
Козьма: он еще прежде иноческого жития инок познавался. Бог споспешествовал
желанию Козьмы облечься в иноческий образ.
О ПОСТРИЖЕНИИ СВЯТАГО.
Случилось прийти в Москву Махрищскому игумену Стефану
мужу, совершенному в добродетели. Козьма с радостию идет к Стефану,
припадает к его честным ногам и молит игумена возложить на него иноческий
образ. Старанием сего Стефана удалось смягчить непреклонного Тимофея,
который наконец позволяет Козьме быть по его воле. Игумен Стефан берет
с собою Кирилла (так он именует Козьму при частичном облечении в иноческий
образ) и предает его в руки Феодора, архимандрита Успенского Симонова
монастыря в Москве. Феодор тотчас с радостию приемлет Кирилла и постригает
его совершенно и дает ему то же именование - Кирилл.
Был же тогда в монастыре том некто Михаил, впоследствии епископ Смоленский.
Архимандрит Феодор вручает Кирилла в духовное научение этому мужу,
который проходил великое житие в молитвах, и посте, и бдениях, и во
всяком воздержании. Кирилл возревновал доброму житию старца Михаила
и во всем повиновался ему: мало принимал сна и пищи, пост считал за
насыщение, а наготу в зимнее время за теплоту, плоть изнурял, душу
же просвещал. Когда случалось старцу Михаилу выйти из кельи, тогда
Кирилл видел диавола, который хотел устрашить святаго многими страшными
образами. Но святой силой имени Иисусова изгонял образы, и они без
вести бывали.
Немалое время пробыл Кирилл у великого того подвижника во всецелом
послушании. А затем по повелению архимандрита Феодора отходит в хлебню
и там еще более начинает воздерживаться. Воду носил, дрова колол,
и хлебы теплые братиям приносил, и за то теплые молитвы от них принимал.
На молитве иногда всю ночь без сна пребывал, ел лишь столько, чтоб
от голода не упасть, а питием его была только вода, и то в меру. Когда
святой Сергий приходил в монастырь Владычицы нашея Богородицы ради
посещения своего племянника архимандрита Феодора и прочих братий,
то шел в первую очередь в хлебню к святому Кириллу. Наедине они подолгу
беседовали о пользе душевной. Оба душевную борозду делали: один -
сея семена добродетели, другой же - напояя слезами. Ибо сеющие слезами
радостию пожнут. Пока они беседовали час или более, узнавал архимандрит
Феодор о пришествии блаженного Сергия. Тотчас с братиею приходил к
нему, и все дивились, как Сергий, минуя всех, даже самого архимандрита
Феодора, к одному Кириллу следовал.
|